ПО КОНСТРУКЦИИ БАЙДАРКИ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ
- - Каркасные (как подвид каркасно-надувные)
- - Надувные (в том числе с вспомогательными каркасными элементами)
КАРКАСНЫЕ БАЙДАРКИ
Состоят из следующих конструктивных элементов:
- 1. Кильсон.
- Две (реже одна) дюралевые трубы идущие вдоль по дну байдарки. На кильсоне крепятся сиденья и укладывается груз, на него же при посадке встают ногами.
- 2. Штевни.
- Передний форштевень и задний ахтерштевень. Изогнутые дюралевые трубы служащие продолжением кильсона и образующие форму передней и задней оконечности байдарки (носа и кормы)
- 3. Шпангоуты.
- Поперечные рамки из дюралевых труб, создающие конечную форму байдарки. Крепятся к кильсону.
- 4. Стрингеры.
- Дюралевые трубки, идущие вдоль бортов байдарки, создающие форму байдарки. Крепятся к штевням и шпангоутам специальными креплениями. Самый верхний стрингер, идущий по соединению борта с палубой (декой) называется привальным брусом.
Вырез в палубе (деке) байдарки, в который садятся гребцы, называется кокпитом. По краю кокпит обрамлен фальшбортами из дюралевых труб. Фальшборт крепится к шпангоутам. Оболочка(шкура) байдарки шьется из специальной ткани-лавсана, пропитанного поливинилхлоридом (ПВХ). При сборке собираются передняя и задняя половина каркаса, вставляются в оболочку. Кильсон, стрингеры и привальный брус замыкаются специальными замками. Фальшборта крепятся к деке байдарки и пристегиваются к шпангоутам.
КАРКАСНО-НАДУВНЫЕ БАЙДАРКИ
Отличаются наличием двух баллонов, идущих вдоль бортов, которые крепятся к стрингерам. После сборки байдарки баллоны надувают и натягивают оболочку.
НАДУВНЫЕ БАЙДАРКИ
Как правило, состоят из двух (реже из четырех) надувных баллонов и надувного днища. Дека обычно отсутствует, либо имеются небольшие деки в носу и корме. Иногда для придания большей продольной жесткости в конструкцию вводятся дополнительные жесткие элементы. Надувное днище заменяется дюралевым кильсоном или сверху на баллонах закрепляется дюралевый каркас из двух труб.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЙДАРОК
Как и любое судно байдарка обладает несколькими характеристиками:
- 1. Размерения
- 2. Остойчивость.
- 3. Непотопляемость.
- 4. Ходкость.
- 5. Управляемость.
- 6. Вес.
- 7. Время и удобство сборки.
- 8. Живучесть и ремонтопригодность.
Не вдаваясь в теорию судостроения, необходимо заметить, что все эти характеристики взаимосвязаны и любое судно - это компромисс между ними.
КАКУЮ БАЙДАРКУ ВЫБРАТЬ
Вид байдарки | Достоинства | Недостатки |
Каркасные и каркасно-надувные |
Хорошая ходкость Устойчивость на курсе Удобная посадка Много места для груза |
Большой вес Высокая цена Неудобство сборки Малая живучесть Сложность ремонта Большие габариты упаковки |
Надувные |
Малый вес Удобство сборки Низкая цена Высокая живучесть Малые габариты упаковки Простой ремонт |
Средняя ходкость Неудобство посадки Мало места для груза |
В последнее время, 1-2 года, ведущие производители надувных байдарок подтянули ходовые качества вплотную к каркасным.
При выборе байдарки советую:
- 1. Сходить в поход и попробовать и каркасные и надувные байдарки
- 2. Купить новую байдарку или б/у. При этом необходимо учесть то , что надувная б/у байдарка практически не потребует ремонта. У каркасной байдарки б/у ремонт более вероятен.
При походе выбирают режим движения в зависимости от состава, при этом следует учитывать, что дневной пробег больше зависит от времени на воде, чем от собственной скорости байдарки. При использовании байдарок следует, учитывать что у стандартной байдарки длиной 4,8 м и шириной 0,8 зависимость мощности от скорости будет условно-линейной до скорости 5 км/ч. Дальнейшее увеличение мощности приведет к незначительному увеличению скорости.
На дневной переход гораздо больше влияет время нахождения на воде, чем абсолютная скорость байдарки. При грамотной организации похода на надувных байдарках реально проходить те же расстояния, что и на каркасных. Пройдя 25 км в день на скорости 5 км/ч мы за 5 ходовых часов потратим энергии в 3 раза меньше, чем если бы прошли это же расстояние за 3,6 часа со скоростью 7 км/ч.
|